Рационально-эмотивная терапия

Картинка

Рационально-эмотивная терапия - форма когнитивной психотерапии, разработанная Альбертом Эллисом и основанная на устранении иррациональных суждений пациента, страдающего неврозом.

В качестве философской установки в данном методе было реализовано положение об ответственности самого человека за свою судьбу.

А как теоретическое обоснование была предложена модель „опосредствования" (так называемая „А-В-С - теория"), в соответствии с которой, определенное негативное качество эмоций (фрустрация, разочарование) или поведения (С) пробуждается к жизни не непосредственно каким-либо событием (А), а лишь опосредствованно, через систему интерпретаций или верований (В).

Целью психотерапевтической работы в соответствии с этим является обнаружение и устранение системы патогенетических интерпретаций, приводящих к нарушению эмоциональных и поведенческих реакций.

Виды иррациональных суждений.

Альберт Эллис разделил иррациональные суждения на четыре вида:

  1. "Долженствовательные" указывают на то, что кто-то (или что-то) должно быть не таким, каково оно есть ("Я должен выиграть игру", "Он должен быть любезным по отношению ко мне", "Все должны быть честными со мной"). В основе таких суждений лежит какое-то навязчивое целеполагание.
  2. "Ужасания" суждения строятся на том, что всё ужасно, жутко и кошмарно, потому что все не так, как следовало бы быть ("Будет ужасно, если я не закончу уборку до прихода мужа", "Это ужасно, что мой замысел разгадали, теперь мне конец"). Подобные суждения строятся, опираясь на сильно негативные эмоции, при этом имеет место "страх ужаса".
  3. Суждения "надлежания" отражают неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему "надлежит" или "следует" быть ("Я не вытерплю, если окажется, что мой лучший друг - обманщик", "Все вокруг оказались враги, и я это не смогу перенести").
  4. "Порицающие" суждения принижают личность (собственную или того человека, из-за которого ситуация стала не такой, какой ей "надлежит" или "следует" быть). В основе таких суждений лежит инфантильная модель мира, в которой люди делятся на хороших и плохих, добрых и злых, и также инфантильное представление о долге каждого человека поощрять или наказывать хороших или плохих. Примеры: "Он ужасный человек, должен быть наказан за опоздание", "Если он скажет мне ещё одно плохое слово, я пойму, что он - негодяй, и тогда я ему отомщу".
Картинка

Конкретизируя, Эллис выявил наиболее типичные, "сердцевинные" иррациональные идеи, которые явно или неявно лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.

  1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.
  2. Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.
  3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.
  4. Все беды навязаны нам извне - людьми или обстоятельствами.
  5. Если что-то пугает или вызывает опасение - надо быть начеку.
  6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.
  7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.
  8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. Нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха.
  9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее потом.
  10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
  11. Плыть по течению и ничего не предпринимать - вот путь к счастью.
  12. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.
Картинка

С помощью логических рассуждений и убеждений пациент должен осознать систему своих оценок мира и себя в нем, устранить в них иррациональный компонент и, обратившись к принципу реальности, приобрести новый опыт, основанный на открытости по отношению к другим, к своей индивидуальности, к своим творческим потенциям.